Ал Хамихья во время Пурима и Хануки
Вопрос
Ответ
Шалом!
Спасибо за ваш вопрос!
Как вы правильно заметили, при чтении Биркат Хамазон на Пурим и Хануку вставляется молитва «Аль а-Ниссим», которая напоминает о чудесах праздника.
С другой стороны, в благословении «Ал Хамихья», произносимом после еды большинства других продуктов, такой вставки нет, хотя Ал Хамихья во многом параллелен Биркат Хамазон. Ал Хамихья необходимо произносить после еды (ке'шиур) праздничных блюд, таких как суфганиёт (Ханука) и хаманташен (Пурим). Так почему же нет упоминания «Аль а-Ниссим»?
Одно из объяснений этой непоследовательности заключается в том, что «аль а-Ниссим» — это молитва благодарения, поэтому она вставляется в раздел «Nodeh lecha...» Биркат Хамазон и в благословение «Модим» Шмоне Эсре, так как Nodeh Lecha и Модим сами по себе являются молитвами благодарения. Однако благословение «Ал Хамихья» просто не включает в себя компонент благодарения. Таким образом, можно предположить, что «Аль а-Ниссим» просто не совместим с целью и структурой «Ал Хамихья».
Другое объяснение заключается в том, что вставка «Аль а-Ниссим» имеет гораздо более низкий уровень важности, чем другие праздничные и сезонные вставки. Это видно из того факта, что если «Аль а-Ниссим» когда-либо забывается, молитва не повторяется, в отличие от большинства других вставок, которые необходимо повторить, если они забыты. Поэтому, из-за этого более низкого уровня важности, она не была добавлена в Ал Хамихья.