Памятник, напоминающий о прибытии Ковчега в Кириат-Яарим
Вопрос
Ответ
Шалом рав
В учении наших мудрецов мы находим концепцию, что не должно быть ничего, что напоминает о грехе. Как это приводится в источниках.
Это только когда делается что-то, что напоминает о самом грехе, например, сделать в Храме золотого тельца или золотые одежды, которые были частью греха тельца.
Однако мы не находим, чтобы была проблема напоминать о спасении после греха, опасаясь, что из-за этого вспомнится грех.
И наоборот. Мы находим, что сыны Израиля сделали памятник тринадцати проломам, сделанным в стене храма римлянами, и жертвеннику, который осквернили римляне, хотя осквернение Храма и жертвенника было наказанием за грех сынов Израиля. Но победа над ними была чудом, и они сделали памятник чуду.
Можно также доказать это тем, что в течение долгих лет медный змей, сделанный Моше, существовал в Израиле в своем почете. Пока Израиль не превратил его в идолопоклонство, и тогда царь Хизкия спрятал его. Хотя змей был сделан, чтобы искупить грех сынов Израиля, которые говорили злословие о Господе и Моше. Но сам змей предназначался для исцеления и спасения, и поэтому не считался напоминанием о грехе, а о чуде.