Книги мудрости неевреев
Вопрос
Ответ
Шалом Рав
Действительно, есть разница между другими видами мудрости и мудростью души.
О мудрости в целом сказано: "Хохма багойим таамин". И во все времена мудрецы Израиля устанавливали понимание реальности на основе слов мудрецов того времени. Например, в вопросах медицины, касающихся различных законов, [таких как: нарушение субботы для лечения больного, разрешенное в случае опасности, слушают врачей, что считается опасностью. И так в вопросе поста в Йом Кипур для больного], а также в мудрости инженерии, относящейся ко многим вопросам в Гемаре [таким как: измерение размера миквы, размер сукки, построенной в круге или по диагонали] и многие другие вопросы в Торе были установлены в соответствии с мудрецами народов мира в каждом поколении.
Однако в вопросе души, построение души по Торе совершенно отличается от ее построения по мудрости неевреев.
Неевреи смотрят на человека как на тело и земную душу, как у животных и зверей. Человек, по их мнению, это просто более развитое животное, и не более того.
В соответствии с этим пониманием, от души человека требуется только наслаждаться как следует, быть свободным и без ограничений, и мы стараемся научить его, как игнорировать препятствия, которые у него есть для достижения этой цели.
Человек с здоровой душой по этому мнению, это человек, у которого нет препятствий делать все, что он хочет, точно так же, как мы определяем любое животное с здоровой душой.
Согласно нееврейской психологии, человек должен делать то, к чему его склонности ведут его, даже если это запрещено по Торе, например, в вопросе выбора партнера, и так далее.
Эти мудрецы правы по своему мнению, ведь от животного или зверя не требуется действовать иначе, чем ведет его природа. Мы не ожидаем от льва есть траву, и не от кота расправить крылья.
Согласно роли народов мира в этом нет проблемы, пока человек не нарушает семь заповедей сыновей Ноя, нет проблемы, если он действует любым способом, который он хочет.
Однако не такова роль евреев в мире. У еврея, помимо тела и души, есть также высшая духовная душа, у него есть очень ответственная роль в мире — роль раскрытия царства Бога в мире, и руководство в соответствии с перечнем указаний и запретов, подробных и точных. И в соответствии с этим, у него есть множество ограничений в любой области, еда, питье, брак, времена дня, суббота, различные праздники, посты, ограничения в действиях, видении, слушании и так далее.
Еврею запрещено следовать за желаниями своего сердца, даже если его физическая и душевная природа ведут его туда. И даже если в результате этого он будет 'несвободным' и 'неспонтанным'.
Еврей, который погружается в такие теории, даже если он не убедится, что ему разрешено нарушать запреты, он может убедиться, что он 'должен' нарушать запреты.
То есть он может ошибиться и убедиться, что если он не нарушит запрет, он может пострадать в своей душе, и у него есть разрешение на 'пикуа хефеш'...
К сожалению, это не шутка, а болезненная реальность, которую уже приняли многие наивные евреи, которые, несмотря на то, что они принципиально соблюдают заповеди, но поскольку они запутали свои умы в различных атеистических теориях, которые верят, в том числе, в необходимость предоставить душе 'освобождение' от всякого бремени и ограничения. Им стало ясно, что сегодня невозможно соблюдать различные запреты, записанные в Торе. До такой степени, что можно увидеть статьи людей [некоторые из которых называют себя 'раввинами'], которые разрешают явные запреты, в свете того, что 'поколения изменились', и 'пути ее пути приятны', так что 'невозможно' запрещать сегодня.
Результаты этого подхода можно увидеть сегодня, в том месте, куда пришло реформаторское движение. Начало движения было в незначительных изменениях в руководстве и 'адаптации' заповедей Торы к времени и духу времени. И со временем изменения расширились, и были отменены заповеди, которые не 'соответствовали духу времени'. До такой степени, что сегодня можно найти 'раввинов', которые не верят в Бога и в Тору, проводят свадебные церемонии между евреями и христианами, и сознательно отвергают все заповеди Торы.
Богобоязненный еврей знает, что мир создан в соответствии с заповедями Торы, так что если его понимание реальности не согласуется с заповедями Торы, вероятно, его понимание неверно, но Тора была и останется такой, какой она есть.
Известна притча, которую дали великие поколения, что центральные часы в каждом городе устанавливаются на высокой башне, где нет доступа каждому человеку, так что жители должны настраивать свои часы по городским часам. Но если бы они поместили часы в доступное для всех место, каждый прохожий менял бы центральные часы в соответствии со своими личными часами.
Так богобоязненный еврей знает, что Тора как часы на башне, которые нельзя изменить каждому, но мы должны настраивать себя по 'часам', установленным Творцом.