Различные версии кидуша на шаббат в еврейской истории
Вопрос
Ответ
Здравствуйте,
Ваш вопрос сложный и очень важный.
Но сначала давайте разберемся в истории.
С момента сотворения мира прошло около 2000 лет, в течение которых не существовало народа Израиля, и, конечно, Тора еще не была дана миру.
Через примерно 2000 лет началось формирование народа Израиля, родился Авраам, его сын Ицхак и внук Яаков, которые являются праотцами нации.
Из двенадцати сыновей Яакова образовался народ, называемый 'народ Израиля'.
Этот народ был в изгнании в Египте, и после выхода оттуда [около 3345 лет назад] получил десять заповедей от Всевышнего на горе Синай.
И через 40 лет, с вхождением сынов Израиля в Землю Израиля, завершилось написание Торы, которая на этом этапе включала пять книг, называемых общим названием 'Тора'.
В течение примерно 850 лет после этого народ Израиля находился в Земле Израиля, а затем 70 лет в вавилонском изгнании.
В этот период в народе Израиля были пророки, которые писали от имени Всевышнего книги 'Пророков' и 'Писаний'.
Эти книги присоединились к Письменной Торе - Торе, написанной от имени Всевышнего в священных книгах. Все это называется общим названием 'Танах' - аббревиатура от: Тора, Пророки, Писания.
После вавилонского изгнания часть народа Израиля вернулась в Землю Израиля.
До этого момента не существовало единого текста молитвы, каждый человек молился из своих чувств, нужд и желаний.
После возвращения из вавилонского изгнания мудрецы того поколения увидели, что народ уже не умеет правильно просить, потому что возвращающиеся уже не были сведущи в святом языке. Они встали и установили текст молитвы.
Мудрецы того поколения назывались 'Великое собрание', в которое входили сто двадцать выдающихся мудрецов, среди которых были и последние пророки, и они установили точный и подходящий текст для каждой молитвы.
С тех пор народ Израиля прошел через многие изгнания, в ходе которых образовались многочисленные общины, которые иногда были изолированы на протяжении сотен лет от других общин, и в результате этого возникли различные изменения в текстах благословений и молитв.
К удивлению, благодаря удивительной строгости евреев во всех местах в передаче традиции в абсолютной целостности, в книгах Танаха не возникло никаких изменений!!
[Кроме нескольких мест с изменением написания, которые не имеют никакого влияния на значения, и даже они считаются на пальцах одной руки].
Однако в текстах молитв и благословений, текст которых был установлен мудрецами, возникли различные версии. Тем не менее, порядок молитв, их время и значение не изменились вовсе. Только изменения в формулировке и добавление слов возникли в нескольких молитвах.
Еще один важный процесс произошел около 400 лет назад, когда началось распространение книги Зоар и каббалистического учения, и в результате этого произошли некоторые изменения в тексте, который был принят до того поколения.
Хасидское движение, начавшееся около 250 лет назад, приняло в текст молитвы многие изменения, соответствующие каббалистическому учению.
Теперь к вашим вопросам:
А. Причина различных версий между общинами в основном связана с различными изгнаниями. Но также и с адаптацией к каббалистическому учению.
Б. Существуют сидуры с напечатанным толкованием, вы можете приобрести подходящую вам версию с толкованием. Как я уже писал, толкование почти одинаково во всех версиях, различия заключаются в порядке и формулировке.
В. Конечно, нет связи с поколением потопа - в этом поколении еще не было иудаизма. И также не с вавилонским изгнанием - в этом поколении еще не было единого текста молитвы и благословений.
Г. Как я уже писал, в тексте Танаха нет никаких различий. И только в тексте молитвы, который намного позже, есть различия в версиях.